Борис Ивченко считает – интерактивное обучение в образовании взрослых очень важно в современном интенсивно развивающемся информационном пространстве.
Образовательная политика государства, которое стремится к устойчивому развитию, должна предполагать опережающие темпы развития системы образования в нем. Состояние системы образования в государстве – это не только настоящее, но и будущее этого государства. И государство должно ставить одной из своих приоритетных целей и задач постоянное совершенствование своей системы образования.
Современное российское, так же, как и мировое сообщество, представляет интенсивно развивающееся информационное пространство, наполненное лавинообразными достижениями электроники, а также математики, физики, философии, психологии, экономики и других наук. Это информационное пространство сформировало революционный скачок в истории информационных технологий. Большинство работающих в этом пространстве занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, и особенно высшей ее формой – знаниями.
Новое качественно измененное общество без информационных технологий уже нормально функционировать не может. Кроме того, это новое информационное пространство изменяет и формирует новую роль личности в обществе и государстве.
С появлением информационных технологий образование претерпевает существенные изменения.
Инновации в образовании означают введение нового в цели, в содержание, формы, технологии и методы учебного процесса (преподавание-обучение-оценивание), а также в организацию деятельности преподавателей и обучающихся.
Решение указанных задач возможно только на базе единого инновационного подхода. Такой подход существует. Это информационно-системный статистический подход, который позволяет решать проблему с учетом ее целостности, многомерности, неопределенности, стохастичности и сингулярности.
Понятие «образование взрослых» (adult education) охватывает собой комплекс непрерывных процессов обучения – как формального, так и весь спектр его неофициальных форм и видов.
Современной наукой осознаются существующие отличия взрослых учащихся от учащихся-детей. У взрослого обучающегося есть собственная система ценностей, свои ожидания относительно процесса обучения, личная мотивация, свой социальный контекст. Взрослые избирательно реагируют на педагогические воздействия, готовы сделать осознанный запрос по поводу содержания и способов своего обучения и взять за это ответственность на себя. При этом обучение не является для взрослого человека основной деятельностью, оно рассматривается им как средство для разрешения жизненных и профессиональных проблем. У взрослых сформированы коммуникативные умения, достаточные для обеспечения возможности позитивного межсубъектного взаимодействия.
В 1833 году немецким историком педагогики Александром Каппом было введено в научный обиход понятие – андрагогика, раскрывающее специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального преподавателя.
В последние десятилетия внимание к андрагогике постоянно повышается в связи с повышением в обществе как потребности, так и возможности повышения квалификации, переобучения или даже смены профессии для трудящихся граждан, а также возможностей и потребностей обучения и переобучения взрослых в связи с возросшими культурными запросами, осознанием потребности в посильном обучении и познании нового как составляющей здорового образа жизни – активного долголетия. В связи с чем в стране открываются курсы и даже факультеты по обучению не только взрослых работающих граждан, но и пенсионеров.
Санкт-Петербургское региональное отделение Союза пенсионеров большое внимание уделяет инновационному обучению людей старшего поколения и полученные знания они применяют на этапах Всероссийского чемпионата по компьютерному многоборью среди пенсионеров. В этому году победители регионального этапа VIII Всероссийского чемпионата по компьютерному многоборью среди пенсионеров будут представлять Санкт-Петербург на Всероссийском этапе Чемпионата по компьютерному многоборью среди пенсионеров с 5 по 8 июня в Пятигорске. В цифровом поединке сойдутся команды из 72 регионов России и семи стран ближнего и дальнего зарубежья: Армении, Беларуси, Великобритании, Испании, Словении, Чехии и Финляндии.
Жители России и зарубежья смогут следить за ходом соревнований в режиме онлайн на сайте https://www.rospensioner.ru: трансляция с Церемонии открытия Чемпионата — 5 июня в 19:00 (по времени), прямой эфир (интервью с участниками и официальными лицами, включения из зала проведения соревнований и проч.) — 6 июня с 10:00 до 13:00.
В 2017 году на Всероссийском чемпионате по компьютерному многоборью среди пенсионеров в Санкт-Петербурге охват трансляции составил 8 000 человек из 131 города в девяти странах мира.