Для Санкт-Петербурга трамвай — это не просто транспорт, доставляющий пассажира из точки А в точку Б. Он вписан в культурный код города, а производство трамваев составляет важную часть его экономики. Питерская трамвайная сеть — третья в мире про протяженности, и с ее развитием город может подняться в рейтинге.
(трамвай ЛМ-57, фото из архива «Горэлектротранса»
От кучеров до вагоновожатых
Именно в Санкт-Петербурге в 1880 году инженером и изобретателем Федором Пироцким впервые в России был протестирован трамвай на электрической тяге. Однако развитию электротранспорта в то время помешали лоббистские усилия владельцев транспорта гужевого, и трамвайное движение было организовано лишь в 1907 году. А спустя 20 лет появились вагоны собственного производства.
Трамвайно-механический завод закрылся в 2012 году по причине финансовой несостоятельности. Казалось бы, производству трамваев в Санкт-Петербурге конец. Однако в 2018 году начал работу Невский завод электрического транспорта (НЗЭТ) им. Ф. А. Пироцкого — обособленное подразделение производственной компании «Транспортные системы» (ПК ТС).
Для города НЗЭТ — это рабочие места и налоговые поступления. Вагоны здесь собирают из комплектующих, произведенных на других предприятиях холдинга и сторонними поставщиками. За пять лет их выпущено более тысячи.
Как и раньше, трамваи поставляются не только для нужд самого Санкт-Петербурга, но и других городов.
В 2021 году петербургский «Горэлектротранс» (ГЭТ) представил программу развития городского электротранспорта «Сохраняя историю, движемся в будущее», рассчитанную до 2028 года.
Ею предусмотрено обновление подвижного состава (с закупкой почти 600 самых современных вагонов), модернизация сетевого хозяйства, трамвайных парков и подстанций, а также организация 15 скоростных магистральных маршрутов.
Объем инвестиций впечатляет — порядка 123 млрд рублей.
Легче легкого
В 2021 году специально для Санкт-Петербурга ПК ТС выпустила трамвай «Витязь-Ленинград» с алюминиевым кузовом вместо стального. Алюминий — легкий металл, не подверженный коррозии. За счет уменьшения веса при движении такие вагоны потребляют меньше электроэнергии: получается экономия. К тому же уменьшается нагрузка на рельсы. Дополнительный плюс — утилизация «состарившихся» трамваев: алюминий легко переплавляется и подходит для повторного использования.
Он входит в «состав» и нового трехсекционного трамвая «Невский» — двухкабинный (эдакий Тянитолкай), с дверьми по обоим бокам, вагон может работать в режиме челнока, без использования разворотных колец. А мощные аккумуляторы позволяют ему проезжать до трех километров без подключения к контактной сети.
Генеральный директор ПК «Транспортные системы» Александр Дубровкин: «Техническое задание Санкт-Петербурга на разработку и производство трамваев для культурной столицы — одно из самых сложных. Цель внедрения инноваций — обеспечение безопасности всех участников движения».
Инновационный = экономный
Общественный электрический транспорт — один из крупнейших потребителей электроэнергии. Значит, за счет его модернизации можно экономить значительные средства.
Электрический двигатель может работать в двух режимах. В первом электроэнергия преобразуется в кинетическую, заставляя трамвай разгоняться. Во втором, при торможении — наоборот. До недавнего времени второй режим у электротранспорта практически не работал: энергия просто «выбрасывалась» в атмосферу через тормозные реостаты, расположенные на крыше вагона. Для такого северного города, как Санкт-Петербург, нагревать уличный воздух, может быть, и неплохо, но расточительно.
Поэтому «Горэлектротранс» провел испытания системы накопления электроэнергии, в основе которой — суперконденсаторы, разработанные отечественной компанией «Товарищество энергетических и электромобильных проектов» (ТЭЭМП). Вырабатываемая при торможении энергия накапливается в них, а затем используется при начале движения трамвая. При этом ее расход на тягу сокращается до 47%, а в целом система позволяет дополнительно сэкономить до 25% электроэнергии, потребляемой трамваем.
В итоге Санкт-Петербург стал первым российским городом, где внедряется эффективная система использования «энергетических отходов».
Умный и еще умнее
Беспилотный транспорт — тренд настоящего времени и уже не далекое будущее.
В Санкт-Петербурге сделали ставку на подвижной состав, обладающий «умом и сообразительностью». В городе ходят трамваи, оснащенные комплексом активной помощи водителю от отечественной компании «Cognitive Technologies». Комплекс контролирует скоростной режим, отслеживает дорожные знаки и препятствия на пути; в случае необходимости подает тревожный сигнал и может самостоятельно остановить вагон. Это делает поездки более безопасными для пассажиров.
Уже сейчас на питерских улицах более 200 таких умных трамваев (такого количества нет ни в одном городе мира): наличие комплекса активной помощи водителю — обязательное условие со стороны ГЭТ к поставщикам вагонов.
Но то ли еще будет, ведь соглашение между ГЭТ, компанией Cognitive Pilot и ПК «Транспортные системы» о создании полностью беспилотного трамвая в 2026-27 годах уже подписано. Этим летом «Горэлектротранс» провел соревнования между лучшими вагоновожатыми и трамваем с ИИ-автопилотом, который уверенно получил место в первой пятерке, показав высокие результаты при выборе скоростного режима, обеспечении плавности хода и точности остановки перед светофором и стоп-линией, а также по времени, затраченному на прохождение трассы.
Однако, по мнению петербургских экспертов, вагоновожатый никогда не уйдет из трамвая: наиболее вероятно, что эта профессия трансформируется в бортинженера.
Трамвай-музей, трамвай-экскурсовод
В 1950‒60-х годах в Ленинграде выпускался любимый горожанами трамвай ЛМ-57, прозванный за свой элегантный облик «стилягой». Образ той визитной карточки города спустя полвека было решено использовать при создании винтажных снаружи и современных внутри трамвайных вагонов.
По заказу «Горэлектротранса» их изготовил завод «Уралтрансмаш»; два первых трамвая получили имена собственные в честь Достоевского и Довлатова. В них установлены интерактивные прозрачные окна-экраны «Белые ночи». Вместе с навигационной информацией они дают сведения об исторических объектах, мимо которых проходит трамвайный маршрут — к удовольствию петербуржцев и гостей города.
Губернатор Александр Беглов: «Наши ретротрамваи «Довлатов» и «Достоевский» — это только начало. У нас будет курсировать 57 таких трамваев. Это не просто экскурсионные трамваи, это маршрутные трамваи».